Безопасность на железнодорожном транспорте
Ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота страны.
Эксплуатационная длина российских железных дорог на сегодня составляет 85,5 тысяч километров, из них почти половина электрифицирована. По протяженности железных дорог Россия сегодня занимает второе место в мире после США (230 тыс. км), опережая такие страны, как Китай (72 тыс.), Индия (63 тыс.), Канада (46,5 тыс.).
В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.
Оценка уязвимости на железнодорожном транспорте производится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с приказом № 43 Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 8 февраля 2011 г. «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ (Объектов Транспортной Инфраструктуры) и/или ТС (Транспортных Средств) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
На этапе проведения оценки уязвимости производится обследование объекта или транспортного средства специалистами, определяются критические элементы, зоны транспортной безопасности, определяется соответствие защищенности объекта требованиям нормативных документов.
В целях обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
В план обеспечения транспортной безопасности входит разработка мероприятий (организационных, инженерно-технических, сил обеспечения транспортной безопасности) направленных на усиление защищенности объекта от актов незаконного вмешательства.