Требования к профессиональному обучению водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. Разъяснения для автошкол
Минобрнауки РФ в целях оказания методической помощи организациям, обучающим по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, направило разъяснения по вопросам профессионального обучения. Они изложены в Письме Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 «О направлении разъяснений».
В письме составлены ответы на следующие вопросы:
-
К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?
-
Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?
-
Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?
-
Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?
-
Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?
-
Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?
-
Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?
-
Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?
-
Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?
-
Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовыватъся с использованием дистанционных образовательных технологий?
-
Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?
-
Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?
-
Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств оборудовать медицинский кабинет?
Краткое описание ответов, на вопросы письма:
В письме раскрыты вопросы профобучения водителей транспортных средств. Оно должно реализовываться средствами основных программ профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Готовящие водителей организации, относятся к профессиональным образовательным организациям. Программы реализуют педагогические работники.
Должность инструктора по вождению не относится к должностям педагогических работников. Должен иметь имеющих высшее или среднее профобразование, отвечать квалификационным требованиям профстандарта. По номенклатуре — это преподаватели и мастера производственного обучения.
Инструктора по вождению имеют ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Длительность которого 56 дней (календарных).
Законодательством не запрещено заключать гражданско-правовой договор. На работников данной категории распространяется право на сокращенное рабочее время (36 часов в неделю). Возможна деятельность по совместительству.
Образовательные организации, реализующие профессиональное обучение водителей, могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями. Действуют через работников, приравнены по правам и обязанностям к образовательным организациям. Если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность, как физлицо, то с ним заключается трудовой или гражданско-правовой договор.
Организации, организующие обучение, могут арендовать для этих целей помещения и оборудование.
Могут вносить изменения в почасовку учебных планов в образовательных программах в сторону их увеличения, а так же вносить дополнения в программы.
Не запрещено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении теоретических занятий.
Лицензионные требования:
-
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны создаваться специальные условия для освоения программ профессионального обучения деятельности водителя. Следует учесть, что лица с ОВЗ допускаются к профессии водитель, если не имеют противопоказаний к управлению транспортными средствами.
-
Наличие медкабинета для охраны здоровья слушателей.